Лабораторная работа №1
ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА И СИСТЕМЫ
СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ
Содержание работы:
1. Изучить назначение, устройство, принцип действия и конструктивные особенности кривошипно-шатунных механизмов двигателей автомобилей ГАЗ-53А, МАЗ-5335. Ознакомиться с устройством кривошипно-шатунного механизма автомобилей ВАЗ-2105, ВАЗ-2108, ГАЗ-3102, трактора МТЗ-100.
2. Усвоить достоинства и недостатки различных конструктивных схем кривошипно-шатунных механизмов и применяемые материалы.
3. Изучить назначение, устройство и принцип работы элементов системы смазки. Уяснить сходство и различие конструкций систем смазки различных двигателей.
4. Ознакомиться с применяемыми моторными маслами.
5. Составить отчет, который должен содержать:
- кинематические схемы кривошипно-шатунных механизмов, изучаемых двигателей;
- схему системы смазки двигателя;
- схему работы масляного насоса;
- схему работы фильтров очистки масла.
Порядок выполнения лабораторной работы:
I. По плакатам изучите кривошипно-шатунные механизмы, указанных двигателей.
Прочитайте правила техники безопасности при разборно-сборочных работах.
II. Разберите механизмы.
1. С монтажного двигателя снимите крышки головок с прокладками и осями коромысел в сборе.
2. Выньте штанги и толкатели.
3. Отвинтите болты (или гайки шпилек) и снимите головки блока цилиндров и прокладку.
4. Снимите крышку распределительных шестерен.
5. Поверните блок-картер в удобное положение и снимите поддон. Снимите крышку картера сцепления и приёмник масляного насоса.
6. Поверните коленчатый вал так, чтобы поршни первого, а затем пятого цилиндров были вблизи н.м.т. Снимите крышки шатунов. Выньте поршень с шатуном. Поставьте на шатун крышку и закрепите ее.
7. Снимите маховик.
8. Снимите крышки коренных подшипников и уплотнители коленчатого вала. Выньте из постелей блока коленчатый вал.
9. Зажмите в тисках шатун с поршнем так, чтобы поршень опирался на губки тисков, и снимите поршневые кольца из бобышек поршня. Выбейте поршневой палец.
10. Демонтируйте из блока гильзу цилиндра.
11. Снимите масляный насос и его привод.
III. Изучите конструкцию блок-картера и механизмов двигателя.
1. Пропуская проволоку по каналам блок-картера, проследите путь масла к коренным подшипникам, шейкам распределительного вала и осям коромысел.
2. Разберите масляный насос и уясните его устройство и работу. По расположению подводящего отверстия определите направление вращения шестерен.
3. Соберите насос.
4. Изучите маслоочиститель и схему движения масла через ротор.
5. Рассмотрите гильзу цилиндра, метки на ней, место расположения уплотнительных колец.
6. Изучите устройство поршней. Уясните назначение меток на них и разрезов юбки поршней. Изучите поршневые кольца и установите их на поршень.
7. Изучите конструкцию шатунов и уясните различия в их устройстве.
8. Изучите устройство коленчатого вала, его подшипников и крышек.
9. Проволокой прощупайте каналы в головке цилиндров и уясните с какими выходными отверстиями головки цилиндров соединены гнёзда всех клапанов. Определите назначение всех других отверстий головки цилиндров.
IV. Соберите механизмы двигателя.
1. Сборка производится в обратном порядке. При сборке соблюдайте порядок затяжки гаек крепления головки блока (рис.1). Момент окончательной затяжки гаек для ЗМЗ-53 67-75 Нм.
2. Вычертите схемы кривошипно-шатунных механизмов. Согласно варианту обозначьте геометрические размеры, по которым можно рассчитать степень сжатия e.

3. Используя справочные данные, заполните таблицу 1.

Вопросы для самоконтроля:
1. Какова разница в устройстве поршней двигателей ЗМЗ-53, ЯМЗ-236, ВАЗ-2108, ЗМЗ-24?
2. Какие метки имеются на деталях цилиндро-поршневой группы и для чего они нанесены?
3. Для чего на юбках поршней выполнены разрезы, и в какую сторону должен быть обращен разрез при установке поршня в цилиндр?
4. Какие различия в устройстве коленчатых валов?
5. Как устроено уплотнение переднего и заднего концов коленчатого вала у двигателей ЗМЗ-53, ВАЗ-2108?
6. Какие детали двигателя смазываются под давлением?
7. Какую функцию выполняет клапан в фильтре очистки масла?