23.01.17 ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Введение
На лабораторных занятиях студенты должны закрепить и углубить знания по изучаемому разделу. Для этой цели необходимо всесторонне использовать имеющиеся в лаборатории стенды агрегатов и узлов, плакаты, альбомы и каталоги конструкций автомобилей, учебную литературу и методические указания.
Механизмы и системы двигателя начинают изучать с рассмотрения схемы и принципа действия.
Изучив материал соответствующих разделов учебника, правила техники безопасности, и последовательность выполнения лабораторной работы студент получает допуск к выполнению лабораторной работы на рабочем месте по разборке и сборке механизма или агрегата автомобиля.
В процессе выполнения разборки студенты усваивают расположение и соединение деталей между собой, их взаимодействие при работе механизма или агрегата, пользуясь плакатами и рисунками вучебнике или методическом указании.
После изучения механизма или агрегата его собирают. Важно помнить, что в производственных условиях сборка - это ответственная работа, от которой зависит длительность работоспособного состояния автомобиля.
При сборке рабочих агрегатов автомобиля руководствуются жесткими техническими условиями на сборку и ведут её построгой технологической схеме. При сборке учебного агрегата не нужны такие жесткие требования. Достаточно поставить все агрегаты (включая прокладки) так, как они ставятся на рабочий агрегат, но без проверки зазоров и соблюдения других технических условий.
После сборки механизма или агрегата выполняются необходимые регулировки.
При выполнении лабораторных работ необходимо уделять внимание правильной организации труда на рабочем месте.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ
В ЛАБОРАТОРИИ
- Спецодежда должна быть подобрана по размеру.
- Руки не должны быть мокрыми и замасленными, чтобы инструмент не выскальзывал.
- Рабочие места необходимо содержать в порядке. Пол в лаборатории нужно поддерживать сухим. Пролитые нефтепродукты засыпьте опилками, затем уберите их и вытрите насухо следы жидкости.
- Инструмент должен быть исправным.
- Гаечный ключ подбирайте точно по размеру гайки. Не закладывайте под ключ пластинки, не наращивайте рукоятку другим ключом или трубой.
- При использовании любых гаечных ключей рабочее движение (вращение) с приложением больших усилий тоже должно быть направлено только к себе. Для отвинчивания туго затянутых гаек или затягивания их до отказа не пользуйтесь торцевыми ключами, прилагал значительные усилия. Головку торцевого ключа надевайте на гайку до упора.
- Разборку и сборку тяжелых и громоздких агрегатов проводят на стендах или приспособлениях, которые обеспечивают устойчивое положение агрегата. У поворотных стендов проверьте исправность фиксирующих устройств, чтобы избежать самопроизвольного поворота или смещения закрепленных частей машины.
- Разбирая и собирая агрегат или устанавливая его на машину, остерегайтесь травм. Например, когда вынимают или ставят в цилиндр поршень с шатуном, чтобы не повредить руки, нельзя браться за шатун у поршня или за кромку его юбки.
- При демонтаже и монтаже упругих спиральных пружин пользуйтесь специальными съемниками, предупреждающими вылет, срыв или внезапное распрямление пружин.
- Приступая к работе со съемниками, проверьте, нет ли у его деталей трещин, не погнут ли винт и другие части, не забита или не сорвана ли резьба винта, исправны ли лапки, упоры, тяги. Устанавливайте съемник так, чтобы силовой винт располагался соосно снимаемой детали, и все лапки надежно захватили ее.
- После изучения основных правил техники безопасности студент обязан получить допуск к лабораторным работам путем проверки полученных знаний у ведущего преподавателя. Допуск по технике безопасности и охране труда оформляется в установленном порядке.
- По каждой работе студент составляет отчет, объем которого оговорен в последнем пункте содержания работы, приведенного в методических указаниях. После получения зачета по данной работе студенту выдается следующее задание. Общий зачет по лабораторным работам складывается из зачетов по отдельным работам.